История здания музея

Памятник архитектуры конца XVIII века


А.А. Безбородко

Здание, в котором сегодня размещается Центральный музей связи имени А.С. Попова, было построено по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги для видного государственного и политического деятеля России, ближайшего сподвижника Екатерины II, светлейшего князя Александра Андреевича Безбородко (1747-1799). С 1782 года А.А. Безбородко возглавил почтовое ведомство, а в 1797 году, при Павле I, стал канцлером Российской империи.

Здание взято под охрану государства в 1935 году как памятник архитектуры конца XVIII века. Ему присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения.



Бронзовый дворец

В 1781 году А.А. Безбородко купил в Адмиралтейской части города два смежных участка с отдельно стоящими домами под строительство дворца. Один участок ранее принадлежал наследникам придворного танцовщика, а второй, с домами и дворовыми сооружениями, относился к подворью Курско-Знаменского монастыря.

В 1783 году новый владелец приступил к перестройке зданий. За четыре года архитектор Дж. Кваренги полностью изменяет объёмно-планировочное решение имевшихся построек – объединяет здания центральным флигелем и надстраивает их на один этаж. Фасады дворца приобретают строгие классические формы.

Имея большое состояние и хороший вкус, светлейший князь не жалел денег на строительство и обустройство дворца, продолжавшихся в течение шестнадцати лет. Дворец поражал современников своей наружной отделкой и великолепием интерьеров, драгоценными коллекциями хозяина, в числе которых была знаменитая коллекция чёрных бронз, и в быту назывался «Бронзовым дворцом». Великолепные коллекции европейской живописи, скульптуры, бронз, фарфора, а также уникальной мебели, приобретённые на аукционах, украшали помещения. Мраморные камины были декорированы бронзовыми деталями.

В 1792 году А.А. Безбородко приобрел большое количество картин и построил для их размещения картинную галерею. Здесь хранилось более трёхсот первоклассных полотен известных мастеров живописи.

Устройство галереи повлекло за собой другие переделки в здании. Были построены Аванзал в северном флигеле, в западном, кроме галереи, Угловой танцевальный зал. В 1797 году началось строительство Большого Парадного зала, который сохранился до наших дней со всеми особенностями архитектурной композиции Дж. Кваренги.

История перестроек

В 1799 году канцлер Александр Андреевич Безбородко умер. Дворец последовательно перешёл во владение его брату, графу Илье Андреевичу Безбородко, а затем вдове Ильи Андреевича, Анне Ивановне. В 1824 году «Бронзовый дворец» унаследовала племянница светлейшего князя, Любовь Ильинична, жена Григория Григорьевича Кушелёва. Семья Кушелёвых жила за границей, поэтому большая часть помещений дворца сдавалась внаём.

Почтовый департамент испытывал большую потребность в дополнительных площадях, а наследники А.А. Безбородко хотели продать дом. По указу Николая I сделка состоялась в 1829 году. Почти сто последующих лет дворцовые помещения приспосабливались к нуждам почтового и почтово-телеграфного департамента. Основные перестройки здания проводили архитекторы В. Глинка и А. Кавос в 1829-1837 годах. Большой Парадный зал приспособили под Почтовую церковь, которая действовала до 1922 года. На месте Углового зала была устроена церковная лестница, чтобы люди могли входить в Почтовую церковь прямо переулка. Была выполнена частичная перепланировка анфилады парадных залов с приспособлением под цели Почтового ведомства. В фасадной части дворца разместился Почтовый департамент, а в большинстве флигелей – различные службы департамента. Часть помещений флигелей почтамтские и департаментские чиновники использовали под жильё.

 

Дворец А.А. Безбородко (вид с Почтамтской улицы)

 

Церковный зал Бронзового дворца

 

В 1870-ые годы состоялась очередная перестройка здания. Её проект разработал архитектор Н.А. Любимов. Штукатурный слой и лепнина были переделаны в соответствии с господствующим в это время стилем эклетики. С тех пор до конца XX века отделка фасадов оставалась практически без изменений. С 1884 по 1917 год здание занимало Главное управление почт и телеграфов Российской империи, затем, до апреля 1918 года, – Министерство почт и телеграфов. После переезда советского правительства в Москву, освободившиеся помещения были переданы Главному управлению связи Северо-Западного округа.

 

Музей связи

20 октября 1924 года в «Красной газете» появилось объявление о перевозке Музея народной связи из Москвы в дом №8 по улице Союза Связи (бывшая Почтамтская улица). Название музея не раз ещё менялось, но его адрес с этого времени оставался неизменным. Первая музейная экспозиция была размещена в Большом Парадном (Церковном) зале. Первые посетители появились здесь в 1924 году.

В 1938 году в помещениях частично были произведены реставрационные работы. Во время Великой Отечественной войны в здании находился военный объект, из-за чего оно сильно пострадало от артобстрелов. 7 мая 1945 года было принято решение переименовать музей в Центральный музей связи имени А.С. Попова.

В 1946-1955 годах помещения и фасады дворца подверглись капитальному ремонту и реставрации. В 1949 году открылась первая послевоенная экспозиция.

 

Музей народной связи во дворце А.А. Безбородко

 

Реконструкция Бронзового дворца и возрождение Центрального музея связи

В 1974 году в связи с аварийным состоянием дворца музейные экспозиции были закрыты для посетителей и разобраны. К весне 2001 года, по оценке КГИОП, здание было изношено на 60% и требовало полной реконструкции или сноса. Объединёнными усилиями государства, города и предприятий отрасли, Бронзовый дворец удалось спасти.

Внутренние дворы дворца до реконструкции

Помещение до реконструкции

Последняя реконструкция Бронзового дворца проведена в 2001-2003 годах с целью приспособить его для размещения воссозданных экспозиций Центрального музея связи имени А.С. Попова.

Были укреплены фундаменты и стены, заменены перекрытия, возведены два атриума на месте внутренних двориков, создана инженерная и технологическая инфраструктура здания. Были применены новые методы консервации частично расчищенных в анфиладе парадных залов фрагментов живописи, отреставрирована вся лепка, украшающая залы, и несколько парадных дверей. В процессе реконструкции отдельно стоящая транзитная трансформаторная подстанция встроена во внутренние помещения здания музея.

 

В декабре 2003 г. обновленный Центральный музей связи имени А. С. Попова открыл свои двери для посетителей.

 

  

Фасад Бронзового дворца

         

Аванзал

Большой парадный зал

 

 

Атриум 1

Атриум 2