Хельсинки – Пиетари. Из коллекции ЦМС имени А.С.Попова и частной коллекции Бенгта Фагерхольма

Центральный музей связи им. А.С. Попова, финский коллекционер Бенгт Фагерхольм, Музей почты Финляндии, Генеральное консульство Финляндии в Санкт-Петербурге и Институт Финляндии в Санкт-Петербурге организовали выставку, посвящённую почтовой связи между Финляндией и Россией от её зарождения до 1917 года.

Основу выставки составляют почтовые открытки Петербурга и Хельсинки. Почтовые карты, печати, документы и фотографии из коллекции Центрального музея связи имени А.С.Попова дают возможность получить наиболее полное представление о почтовых отношениях между Российской империей и Великим княжеством Финляндским.

Событие ознаменовано тем, что это первая совместная выставка Центрального музея связи имени А.С.Попова, вновь открытого после реконструкции в декабре 2003 года. В Финляндии выставка почтовых открыток экспонировалась осенью 2003 года в Музее почты в Хельсинки и была посвещена 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга.

Бенгт Фагерхольм. Санкт-Петербург – рассказывают старые открытки

Бенгт Фагерхольм, коллекционер

Cанкт-Петербург едва ли не самый младший по сравнению с другими именитыми европейскими городами. История рождения города необычна, но всё же не исключительна. Много позднее, в 1950-е, так же, на пустынных землях, была основана по решению парламента новая столица Бразилии.

Как мы все знаем, Пётр I своим указом основал город в 1703 году и лишь 9 лет спустя сделал его столицей России. Петербург поднялся из болот, на островах, став мегаполисом мирового класса, особой банковской и инвестиционной зоной. Он распахнул двери для импорта и экспорта товаров, культуры, науки, общения между Россией и остальным миром.

Петербург стал одним из красивейших городов мира. Нева, её рукава, многочисленные каналы и более 400 переброшенных через них мостов придают образу города особое очарование. Общая протяжённость его набережных — почти 200 километров, так что слова «Северная Венеция» имеют под собой основание. Центр Петербурга  — это гигантский музей архитектуры, который охватывает все архитектурные стили от барокко до модерна.

Почтовые открытки впервые были введены в обращение в 1868 году в Австро-Венгрии, а двумя годами позднее и в России. К концу столетия они стали особенно популярны. Сообщения на старых открытках, как правило, писались очень короткие. Оставленное для письма место очень ограничено, обычно обратная сторона была полностью зарезервирована для адреса.

Отправитель часто обещает отправить следом письмо, как только оно будет закончено. По моему мнению, открытки являлись иллюстрированными сообщениями своего времени.

 На первых открытках были изображены иллюстрации и орнаменты, поздравления со знаменательными датами, позднее — портреты известных людей и городские пейзажи.

На рубеже XIX и XX столетий основой для видов, изображённых на открытках, стали фотографии. Негативы их по большей части, конечно, не сохранились, но открытки дали возможность последующим поколениям насладиться панорамными изображениями. С помощью открыток эти изображения достигали дальних стран.

Раскрашенные фотографии на открытках давали особенно реалистичную, по тому времени, картину мира задолго до изобретения цветной фотографии.

Старые открытки с видами Петербурга позднее  использовались и при реставрации утраченных зданий, а также как книжные иллюстрации.

Открыток с темами Петербурга к 1917 году было изготовлено более 6000. Большинство из них, конечно же, изображали известнейшие достопримечательности города, но зачастую намного больший интерес с точки зрения коллекционера и историка вызывают фотографии, сделанные, скажем, в переулке. На этих фотографиях часто присутствуют люди, занимающиеся повседневными делами, некоторых из них даже можно узнать в лицо. Также очаровательны и открытки, рассказывающие о различных событиях.

На почтовых открытках мы можем увидеть панорамы города такими, какими они были в своё время. Особенно пленительную картину утраченного времени дают цветные открытки. Иногда требуется увеличительное стекло, чтобы прояснились» детали.

Города живут и всё время изменяются. Но, несмотря на революции и войны, центр Петербурга не сильно изменился за последние сто лет. Повреждённые или разрушенные здания большей частью восстановлены в прежнем виде. Например, на Невском, по пути из Адмиралтейства к Московскому вокзалу, есть всего лишь одно здание, построенное после революции.

Внешний же вид улиц, разумеется, существенно изменился. Утрачены многие украшения зданий и внутреннее убранство. За время социализма исчезли многие памятники и церкви.

С другой стороны, город не поддался соблазну рыночной экономики — заменить старое новым, более эффективным. Так были безвозвратно утрачены панорамы многих западноевропейских городов.

Я собирал открытки с видами Петербурга в течение 15 лет, вначале без особой цели, затем распределив их по альбомам и пытаясь создать с их помощью зримую «историю». За многие годы моя коллекция оформилась, я углубил свои познания о Петербурге и его истории. Я стал в своей стране единственным коллекционером в этой области. Если у других финских коллекционеров есть открытки Петербурга, то это либо старые рисованные открытки, либо собраны они по отдельной тематике — например, относящиеся к железной дороге. Коллекционеров по Санкт-Петербургской тематике я в Финляндии не встречал.

Имперский Петербург всё больше интересует как россиян, так и нас, финнов. Интерес к истории растёт по обе стороны границы.

300-летний юбилей Петербурга дал своего рода «искру» для организации выставки из материалов моей коллекции. Эта выставка прошлой осенью была показана в Хельсинки, где появилась мысль о её представлении в Санкт-Петербурге. На это решение оказал влияние интерес, проявленный многими российскими посетителями.

Я выбрал для этой выставки 300 открыток из моей коллекции, состоящей из более чем 2500 открыток. С их помощью я попытаюсь показать, какой была жизнь Петербурга в годы его могущества.

Выставка состоит из нескольких разделов. С помощью этих открыток мы можем исследовать события, происходившие в Петербурге до 1918 года. Эти события имеют большое значение для всемирной истории ХХ века, особенно трагичными для России стали последствия Октябрьской революции.

Невский проспект был одним из самых популярных объектов среди изготовителей открыток, особенно его пёстрая, с точки зрения архитектуры, часть между Адмиралтейством и Аничковым мостом. Вдоль проспекта располагаются площади, дворцы, церкви, банки, магазины и жилые дома. По всей ширине улицы вплотную друг к другу движутся извозчики.

Некоторый контраст представляет очаровательная Малая Конюшенная улица, ныне пешеходная зона, полностью соответствующая своему изображению на старой фотографии.

Мы можем с помощью фотографий "пройти" вдоль Большой Морской, оживлённой и пышной. Вдоль улицы расположены гостиницы, банки, изысканные частные дома, магазины и множество заведений ювелиров, самым известным из которых был поставщик Его императорского двора Карл Фаберже.

На  открытке с видом города изображается главным образом одно из зданий, городская жизнь часто остаётся на заднем плане. Но присущее крупному городу оживление хорошо заметно. Мы видим трамваи на льду Невы, грациозные пассажирские суда Лёгкого финского пароходства на Фонтанке и лошадей — немногих из десятков тысяч лошадей Петербурга, запах которых, глядя на старую открытку, мы почти можем ощутить.

 Церкви Петербурга — это пёстрые архитектурные творения. Большинство их построено в стиле барокко или классицизма, чуть реже — в традиционном русском стиле. В 1917 году в Петербурге было более 100 православных церквей, из которых в наши дни используется лишь 40. Число действующих церквей растёт с каждым годом, поскольку их здания ныне возвращают церкви. Открытки говорят и о том, что, как ни прискорбно,  много церквей утрачено полностью.

Надеюсь, что вы получите удовольствие от экскурсии по императорской столице.

Хельсинки, январь 2004

 

Яри Карху. От крестьян к энергии пара. Почтовое сообщение Хельсинки – Неванлинна (Ниен) – Санкт-Петербург

Яри Карху, директор музея почты АО "Почта Финляндии"

Учреждение почты в Финляндии

В начале 1600-х годов после победоносных войн Швеция стала великой европейской державой. Швеция, в состав которой входила тогда и Финляндия, распространила своё влияние на Балтию, Лифляндию, Ингерманландию, Сконе и Северную Германию. Балтийское море стало чуть ли не внутренним морем этой державы. Новое государство обеспечило работой увеличившуюся во много раз армию чиновников. Благодаря этому расширилась и государственная переписка. Импульсом к нововведениям послужила потребность в постоянной работе дипломатии, обусловленная положением великой державы. После размещения в соседних странах дипломатических представителей появилась необходимость наладить регулярную доставку их сообщений на родину.

С расширением государства и увеличением значения связи прежняя курьерская система в 1630-е годы престала удовлетворять требованиям государства. Она не обслуживала граждан других стран. Крестьяне жаловались на возлагавшиеся на них многочисленные тяжёлые обязательства по отношению к курьерам, поскольку они были обязаны перевозить и кормить всё увеличивающуюся армию курьеров.

20 февраля 1636 года в Швеции был опубликован указ королевы Христины, согласно которому создавались основы деятельности почтового ведомства, система почтовых перевозок и почтовые конторы. Указ однако не распространялся на Финляндию.

7 июня 1637 года генерал-губернатором Финляндии был назначен граф Пер Брахе. Он находился на этой должности два срока, с 1637 по 1640 и с 1648 по 1651 год. Прибыв в Финляндию, Брахе отправился в длительную инспекторскую поездку, во время которой он сформировал своё первое впечатление о финнах. Он посчитал, что финны ленивы и безразличны, к тому же они слишком много ели, пили и курили. Когда осенью 1637 года он отбыл в Финляндию, ему было обещано правительством «в первую очередь отправить почтмейстера в Финляндию». 2 июня 1638 года правительство по настоянию графа направило на эту должность Бернарда Стен вон Стенхаусена. Тот как раз направлялся в свои угодья в Ингерманландии и получил задание организовать сеть почтовых контор вдоль южного берега Финляндии, через Неванлинну к конечной точке маршрута, Нарве.

6 сентября 1638 года правительство в своём письме генерал-губернатору Перу Брахе отметило, что почтовый маршрут находился «в довольном порядке». В тот же день был утвержден первый почтовый тариф для линии из Стокгольма на восток.

Доставка почты

Система доставки почты была определена почтовым указом 1636 года. По указу «через каждые две, максимум три, мили необходимо назначить принесшего присягу, лучше умеющего читать и писать, почтового крестьянина, или почтальона». Например, между Турку и Хельсинки было 8 почтамтов, которые располагались через 2 – 3,5 мили. Назначенные почтовые крестьяне вначале не получали денежной зарплаты, за доставку почты их лишь освобождали от некоторых повинностей, подёнщины и рекрутских наборов. В качестве собственно письмоносцев крестьяне часто использовали своих батраков.

Первый почтовый маршрут 1638 года проходил из Стокгольма через Грисслехамн в Экерё на Аландские острова и далее через Аландские острова в Турку, Хельсинки, Порвоо, Кякисалми и Выборг, оттуда через Неванлинну в конечную точку маршрута — Нарву.

Почту перевозили по линии раз в неделю. Почту следовало разносить в любое время суток со скоростью одна миля в два часа, что означало быстрый шаг. Почтовых батраков обязывали разносить почту «так быстро, как и остальные, у которых срочное дело». Задерживающимся разносчикам грозила потеря работы и 8-дневное заключение на хлебе и воде. Болтовня со встречными грозила 4 неделями заключения. В зависимости от длины пути и погодных условий один переход почтового батрака продолжался 6 – 15 часов.

Указом 1642 года вводились параллельно пешие и верховые гонцы. В почтовом уставе 1645 года говорится, что самые усердные почтовые крестьяне перевозили почту верхом. От нововведения не везде была польза, поскольку дороги были столь узкими и в столь плохом состоянии, что по ним нельзя было проехать верхом. Однако уже в 1640-е годы большая часть почты в Финляндии перевозилась верхом. По почтовому уставу 1682 года почта должна была идти со скоростью миля в час с четвертью по хорошим дорогам и за полтора часа по плохим дорогам.

В снаряжение почтовых крестьян входила матерчатая или кожаная сумка с почтовым гербом, указывавшая на официальный статус, почтовый горн для подачи сигналов и оружие, первоначально копьё, для защиты от хищников и других нападений.

Почтовые конторы

По указу 1636 года, установившему почтовый регламент, почтовые конторы следовало устанавливать в каждом городе, находящемся на почтовой линии. Вдоль маршрута, проходящего из Стокгольма на восток, в 1638 году были основаны следующие конторы: в Турку, Хельсинки, Порвоо, Кякисалми, в Выборге, Неванлинне и Нарве. Первые почтовые конторы располагались в домах почтмейстеров, которые должны были находиться в центре города.

Почтмейстера Стен вон Стенхаусен выбирал обычно из городской буржуазии. В его задачи входили приём писем для отправки и доставка горожанам прибывшей почты. Помимо ведения бухгалтерии почтмейстер должен был следить за тем, чтобы почта не задерживалась в конторе дольше получаса. По уставу 1686 года почтмейстеры должны были «всегда с восьми утра до семи вечера, особенно в дни, когда почта приходит и отправляется», находиться на месте для приёма посетителей и раздачи писем. На время проповеди и молитвы почтовую контору можно было закрывать.

Первым почтмейстером Хельсинки был немец Ханц Ябель (1638-1678), в то время Хельсинки был одним из самых маленьких городов государства. Там находились погреб Симо, постоялый двор с кабачком Герда Баади и мельница. В городе было около двух сотен одноэтажных домов, общее число жителей — около 650. Известно, что в 1638 году в Хельсинки было 27 лошадей, 86 коров, 34 овец и пять свиней. Сюда, однако, нужно добавить еще и около двух десятков животных, принадлежавших чиновникам и духовенству.

Из Хельсинки в Порвоо

Хельсинки был основан в 1550 году по указу короля Швеции Густава Вазы  в устье реки Ваттаанйоки, как конкурент находившегося на южной стороне Финского залива Таллинну. Король приказал мещанам четырёх городов переехать в Хельсинки. Но город рос медленно, и в 1640 году Хельсинки был перенесён на нынешнее место, ближе к открытому морю.

После Ханса Ябеля (1638-1678) почтмейстером стал его сын Андерс Ханссон Ябель (1678-1685). Зарплата Андерса Ханссона составляла 60 талеров серебром, на которые, как он жаловался, невозможно было прожить. Другими почтмейстерами Хельсинки в 17 веке были Герхард Фредрик вон Ретен (1685), Дидрих Кратц (1686-1692), Андерс Гюнтерфорсс (1693-1696), Ханс Сван (1697) и с 1698 года — внук Ханса Ябеля Хиндрик Ханссон Ябель.

Из Хельсинки на восток почта шла от почтамта к почтамту. По почтовому перечню Стена вон Стенхаусена 1638 года за почтовую связь между Хельсинки и Порвоо отвечали почтмейстер Хельсинки Ханс Ябель и почтмейстер Порвоо Херман Рааф, между которыми на участке в семь миль находился только один почтовый крестьянин, Сийферт Кнутсон из Сипоо.

Волость Порвоо упоминается в документах ещё в начале 14 века. Статус города Порвоо получил где-то в середине 14 века, когда чума косила жителей Порвоо. 1346 год считается годом его основания. В конце средних веков в Порвоо было много немецких купцов, которые торговали со странами южного побережья Финского залива. В 16 веке датчане один раз разрушили Порвоо, а русские — три раза. Порвоо дважды подвергался нападению в 18 веке, а большой пожар в Порвоо 1760 года уничтожил более 200 из 300 городских домов.

Первый почтмейстер Порвоо Херман Рааф был, видимо, тем же лицом, что и ратман (член городского магистрата) города в 1630-40-е года известный как Херман Раф. В обязанности почтмейстера входило не только содержание почтамта, но и перевозка почты на четыре мили на запад в Сипоо и на четыре мили на восток. После первого почтмейстера Порвоо Хермана Раафа на этой должности упоминается Арвид Эрикссон, но по некоторым сведениям во времена Раафа и Эрикссона, с 1640-х годов до 1675 года, почтой заведовала Беата Йонсдоттер.  Она упоминается  как вдова почтмейстера, дважды выходившая замуж, возможно, за Раафа и Эрикссона.

В 1675 году на должность был назначен племянник Беаты Йонсдоттер Готтшалк вон Холтен, после него с 1696 года городской писарь и ювелир Йохан Фабритиус. Фабрициусу сильно досаждало то, что люди приходили  даже ночью, в его спальню, за корреспонденцией. Он писал в Стокгольм и просил установить в квартире особое окошко, через которое он мог бы обслуживать горожан. Просьба была исполнена, и такие окошки были введены и в других местах.

Из Порвоо в Выборг 

Между Порвоо и Выборгом в соответствии с перечнем было назначено девять почтовых крестьян, а последний этап до Выборгской конторы обслуживал сам почтмейстер Йохан Бревер. Между Порвоо и Выборгом в указе упоминаются следующие почтовые станции: Серкела, Чесьебю, Куписс, Суммабю, Ментелакс, Верийоке, Лахейбю, Велокебю и Мерия, за ней Выборгский почтамт. Почтовыми крестьянами, за работой которых следили ленсманы (волостные полицейские), были Бартелт Олуффсон, Якоб Томассон, Хенрик Мартенсон, Хенрик Петерсон Паул Маттсон, Лоренц Мор, Томас Кристиансон, Георг Андерсон и капитан Тайк. По почтовому перечню Стена вон Стенхаусена длина маршрута составляла 41 милю.

По составленному в 1676 году перечню почт между Хельсинки и Выборгом стало больше. Вместо 10 почт перечня 1638 года в перечне 1676 года называется уже 17 почт.

Выборг получил статус города в 1403 году по случаю визита короля Эрика Поммерилайнена. Первый этап строительства Выборгской крепости заканчивается 1293 годом, Третьим крестовым походом. Крепость заложил Торккели Кнуутинпойка. Второй этап строительства крепости относится к 15 веку, восьмиугольная башня крепости строилась с 1561 по 1564 год. Круглая башня со стороны города была построена при Густаве Вазе в 1547 – 1550 гг.

Первым почтмейстером Выборга был Йохан Брёйер (1638-1657). Возможно, что фамилия была немецкой и писалась как Бревер. Он был полковым писцом и его имя упоминается ещё в перечне Стена вон Стенхаусена 1638 года. Однако официально он был утверждён на должность только в 1655 году. Следующим почтмейстером был, вероятно, Эрик Дьюрман (1657-1665). Как и его предшественник, он поминается как полковой писарь.

Габриэль Телин (1685-1694) занимал должность почтового писаря в Стокгольме в 1681 году. Его зарплата на почтамте Стокгольма была выше, чем у почтмейстера Выборга, тем не менее Телин захотел отправиться на должность почтмейстера в Выборг. Поскольку ему не захотели возместить разницу в зарплатах, в 1691 году ему дали ещё должность таможенного инспектора.

Из Выборга в Неванлинну

На пути из Выборга в Неванлинну кроме Лиимата (Лимака) почтамты находились также в Муолаа (Хейнйоки) в Кямяряля (Кяммяня), в Кангаспелто (Кангас Пелдо) и в Сойттола (Сойтялля) и в Полвиселкя (Полфен Сялке) в Кивеннапа. Почтовый крестьянин Полвиселкя относил сумку с письмами только в одном направлении, в Сойттола, поскольку примерно через милю от Полвиселкя начиналась Инкеринмаа. По перечню 1676 года почтовыми крестьянами были Йоран Хансон, который носил почту из Лимата в Муолаа (Кямяряля). Микель Йорансон нёс почту дальше в Кангаспелто, Маттсон в Сойттола и Хиндрик Матсон в Полвиселкя. Почтовый крестьянин из Полвиселкя Хиндрик Хансон носил почту только в одном направлении, на запад в Кивеннапа.

Крестьянам Инкеринмаа по шведской системе не доверялась доставка почты, вместо крестьян за доставку почты отвечали специально оплачиваемые верховые. Пять миль пути из Полвиселкя до Неванлинны обслуживал один почтовый верховой. В Неванлинне почту принимал почтмейстер.

Маршрут из Неванлинны в конечную точку, Нарву, составлял по данным Стена вон Стенхаусена 23 мили. Между Неванлинна и Нарвой в почтовом перечне упоминаются следующие почтовые станции: Дудрофф, Басили Сабатай Круус, Новебухр, Капургий, Бийла и Ямма.

Северная война

Северная война началась в феврале 1700 года. Датско-Польско-Российский союз мечтал о реванше у Швеции, в состав которой входила и Финляндия. Из-за войны опустели почтамты. Сложности добавила вспыхнувшая в 1710 году чума. Летом 1703 года сообщение по суше между Финляндией и Балтией, после захвата русскими войсками Неванлинны, прервалось. Началось строительство Петербурга. Русские успешно вели войну, и в 1713-14 гг. многие финские чиновники, в том числе и часть почтмейстеров, бежали в Швецию. В 1714-1721 гг. русские захватили всю Финляндию. Почтовое сообщение не прекратилось полностью, но во многих местах сильно пострадало. Война закончилась в 1721 году подписанием Ништадского мира. Восточная граница Финляндии и Швеции отодвинулась на запад.

В 1719 году почтовая связь между Петербургом и Выборгом вновь стала регулярной. Почта «ходила» раз в неделю и отправлялась из Петербурга по пятницам в середине дня. Почтовый сбор из Петербурга в Выборг составлял пять копеек. Почтовая связь была организована по системе так называемого «яма», вместо крестьян почтовые сумки доставляли за плату почтальоны. Лошадей они могли арендовать на постоялых дворах. Ямская почта распространилась и на территории, отошедшие к России по мирным договорам (1721 и 1743 гг.).

Петербург был заложен вблизи границы Швеции-Финляндии, поэтому понятно желание доставлять корреспонденцию из Петербурга в Западную Европу через Швецию и Финляндию. Необходимость переписки для дворян, оставшихся жить на бывших территориях Финляндии, также предполагала организацию доставки писем между Швецией и Россией. Инициатива организации почтовой связи в 1722 году исходила от российского посла в Стокгольме, и уже летом 1722 она была налажена. В 1725 году была установлена почтовая контора в Таскула, на границе Швеции и России. Россия платила компенсацию пограничной конторе Таскула за письма, отправляющиеся дальше в Европу.

Война "Шляп"

В 1741-1743 гг. Россия и Швеция вели войну, которая в Швеции получила название войны «шляп» По мирному договору, заключенному в Турку, Швеция-Финляндия уступила России некоторые территории, и пограничная почтовая контора переместилась в Ахвенкоски. На границе в обязанности почтмейстера входила также проверка путешественников, их паспортов и агентурная деятельность. Первоначально русская корреспонденция, проходившая через Ахвенкоски, была незначительной. В начале 1756 года из дирекции почт России пришло извещение, что все письма в Гамбург, Данию, Северную Германию, Голландию, Англию и Францию будут идти через Финляндию и Швецию, а не через Литву, как раньше. На почтовой линии южного побережья Финляндии поставили новых почтальонов и ввели второй рейс в неделю.

Почтовое сообщение во втророй половине 18 века

В 1760 году швед Абрахам Хулперс совершил поездку из Швеции через Финляндию и Ахвенкоски в Петербург и обратно. В своём дневнике он сделал записи о работе почты. Он отметил, что почта отправлялась из Петербурга по утрам в среду и субботу. В Ахвенкоски она прибывала в течение двух дней. На границе регистрация писем продолжалась один-два дня, на запад почта отправлялась по субботам и вторникам. На дорогу из Ахвенкоски в Хельсинки уходило один-два дня, то есть письма между Петербургом и Хельсинки в среднем шли пять дней. Как писал Хулперс, лошади для перемены были всегда готовы на почтовых станциях, так что перевозки осуществлялись быстро. Старосты следили за доставкой почты на каждой почтовой станции. Почтовых лошадей меняли на станциях через 8-11 дней.

В начале 1771 года в России началась чума, и восточную границу Швеции закрыли. Солдаты охраняли границу до июля, но не смогли предотвратить пограничные контакты. Осенью 1771 года чума вновь подступила к Петербургу. В феврале 1772 г. путешественникам приходилось проводить в пограничной конторе Ахвенкоски 42 дня в  карантине, прежде чем им разрешалось продолжить свой путь. В марте 1772 года было приказано окуривать на почте все письма и бумаги дымом, перед тем как везти их дальше.

Войну 1788-90 гг. между Швецией и Россией в Швеции называют войной Густава, по имени короля Густава III. После прежних поражений Швеции в 18 веке это столкновение закончилось вничью и не привело к изменению границ. Почтовое сообщение на некоторое время прекратилось. Сохранились записи 1794 года, по которым почтовые доходы Ахвенкоски внезапно возросли благодаря отправляемой из России почты. Государству нужны были доходы, и оно было заинтересовано в том, чтобы почта из России шла через Финляндию и Швецию, а не через Пруссию. Петербургская почта в Гамбург летом этим путем прибывала быстрее, чем если бы она отправлялась через Пруссию, а зимой так же, то есть через три недели.

Возникновение автономной Финляндии

В 1807 году Россия заключила с Наполеоном Тильзитский мир. В ноябре того же года этот договор привёл Россию к войне против Англии, а позднее и против Швеции. 21 февраля 1808 года российские войска вошли в Финляндию и захватили её. В конце марта 1809 года представители сословий Финляндии собрались в Порвоо, приняли монаршую присягу Александра I и присягнули ему в верности. Отделение Финляндии от Швеции было закреплено 17.9.1809 г. в мирном договоре, подписанном в Хамина, а в декабре 1811 шведские территории, отошедшие к России по Ништадскому (1721 г.) мирному договору и договору заключенному в Турку в1743 г. (т.н. Старая Финляндия) были присоединены к Великому княжеству Финляндскому.

В 1812 году Хельсинки стал столицей автономной Финляндии. В это время почтовая связь между Хельсинки и Петербургом приобрела особое значение. В автономной Финляндии началась организация своих центральных ведомств. Одним из них стала образованная в 1811 году дирекция почт, в задачи которой входила организация доставки почты в новых условиях. Акцент почтовых перевозок сместился с запада (Стокгольм) на восток (Хельсинки и Петербург). Первым директором почт Финляндии был назначен Густаф Вилхелм Ладау, шведский офицер, который в 1789 году бежал в Россию и в 1791 году поступил на русскую службу капитаном.

Во время т.н. Финской войны (1808-1809), о которой говорилось выше, работа почты была нарушена, но уже в декабре 1809 года между Россией и Швецией стала действовать почтовая связь;  официальный договор был подписан 24.11.1810 г. Императорский указ 1816 года определил основы почтового ведомства Финляндии, которые действовали вплоть до 1880-х годов. В то время как на остальных маршрутах в Финляндии сохранялась «крестьянская» система доставки почты, из Петербурга в Хельсинки и далее в Турку почту начали перевозить на перекладных, от одной почтовой станции к другой. Почта из Петербурга в Хельсинки шла в течение двух недель.

Холера, 1831 год

В России разразилась холера весной 1831 года. Чтобы остановить её распространение, людей и товары на границе необходимо было дезинфицировать. Почту и принадлежности для её перевозки на границе мыли и окуривали хлорным газом, там же менялись и  перевозившие почту почтальоны. Окуривание хлорным газом продолжалось 4-6 часов. Почтмейстер Выборга получил инструкции, по которым он должен был заказать у одного из городских ремесленников три ящика для окуривания, три пары железных щипцов для закладки и вынимания писем из ящиков и 12 железных пик с рукоятками для протыкания писем. Меры предосторожности не помогли, и в конце августа 1831 года холера началась в Хельсинки. С болезнью, однако, быстро удалось справиться, и в феврале 1832 директор почт приказал закончить дезинфекцию почты и почтальонов.

Третий рейс для отправки почты и первое точное расписание

В начале 1848 года купцы Выборга представили губернатору прошение об изменении дней отправки почты. Новые рейсы были введены с середины марта 1848 года, почтовые грузы перевозились на одной лошади, доставлялись как письма, так и пакеты весом в «один гвоздь» (425 г). Новое расписание имело большое значение не только для торговли. Закариас Топелиус писал в хельсинкской газете «Тиднингар», что с новым расписанием «лишь по воскресеньям приходится обходиться без свежих новостей».

В начале 19 века скорость почты сильно изменилась. Работавший в Хельсинки архитектор Й.А.Эхренстрём аккуратно отмечал дни, в которые ему приходили письма. В соответствии с записями, в 1811-1835 гг. он получил из Петербурга 360 писем. Большая часть из них (161 шт.) дошла меньше чем за три дня, 68 — за четыре дня и еще 68 — за пять и более дней.

В 1850 году скорость почтовых перевозок была определена в одну милю (10 вёрст) в час, независимо от количества использовавшихся при этом лошадей. При прохождении Хельсинкской, Туркуской и Выборгской контор почта могла задержаться на два часа, в остальных конторах только на час. По новому расписанию шедшая из Петербурга почта отправлялась из Выборга в Хельсинки по вторникам, четвергам и воскресеньям в 9.00 утра. В Хельсинки почта рассылалась на следующий день в 16.00, путь в 28 мили занимал 31 час.

Начало пароходной почты

Первые попытки почтовых перевозок на пароходах были сделаны в 1830-е годы. С конца 1830-х до конца 1840-х годов на линии Турку-Хельсинки-Таллинн-Петербург почту перевозили в навигационный период суда «Сторфурстен» и «Фурст Меншикофф». В 1847 году право перевозить почту между Хельсинки, Выборгом и Петербургом получили пароходы «Сайма»  и «Унионен», но видимо почта на них перевозилась лишь в навигацию 1847 года. С 1853 года почта перевозилась и в почтовых ящиках российского парохода «Виктория». В конце 1850-х пароходное движение между Хельсинки и Петербургом было восстановлено, что в 1860-е годы ускорило доставку почты. Зимой, во льдах,  пароходы того времени не могли ходить.

Крымская война 1854-1856 гг.

На время Крымской войны пароходное сообщение было прервано. Военное время, однако,  требовало срочной доставки сообщений. Необходимо было наладить регулярное сообщение между Финляндией и Петербургом. Была налажена телеграфная связь, но требовалась и почта. В связи с военными действиями почтовые перевозки на южном маршруте между Хельсинки и Петербургом были ускорены, рейсы начали отправляться не три раза в неделю, а каждый день. Начиная с 13.4.1854 г. три дня отправлялась обычная почта, а на четвертый день — курьерская. Вначале новой почтовой службой могли пользоваться лишь военные власти, а с февраля 1855 года и частные лица. Зимой количество рейсов было уменьшено, а по окончании войны в сентябре 1856 г. дополнительные рейсы были ликвидированы. В годы войны в Хельсинки находилась самая быстро работающая почтовая контора Финляндии, за день на ней обрабатывали около 2 500 писем.

Железнодорожные почтовые перевозки

Первая железная дорога Финляндии была открыта между Хельсинки и Хямеенлинной в 1862 году. По сравнению с гужевыми перевозками скорость увеличилась в три раза. В России почту начали развозить в 1838 г. по железной дороге между Петербургом и Царским Селом, а в 1851 году была закончена железная дорога между Петербургом и Москвой.

Железная дорога соединила Петербург и Хельсинки в 1870 г., и в том же году специально для почтовых перевозок были изготовлены почтовые вагоны. Строительство дороги сильно изменило работу почты. По расписанию поезд отправлялся из Хельсинки в 9.00 и прибывал в Петербург в 23.20. Из Петербурга поезд отправлялся в 8.00 и прибывал в Хельсинки в 22.15.

С 1876 года в летние месяцы (15.6 – 1 .10), а с 1880 года – круглый год из Хельсинки в Петербург по ночам отправлялись почтовые поезда. Круглогодичное ежедневное ночное сообщение между Хельсинки и Петербургом началось 1.10.1889 г. Ночное движение было особенно важно для транзитного сообщения, поскольку корреспонденция, отправлявшаяся из Хельсинки через Петербург на юг, могла продолжить путь из Петербурга в тот же день. В то же время с развитием железных дорог снизилось значение пароходных почтовых перевозок между Хельсинки и Петербургом.

В 1890-е почта начала ходить ещё быстрее благодаря новым изменениям в расписании. Специально для почтовых поездов Хельсинки-Петербург в 1892-1894 гг. были сделаны большие четырёхосные почтовые вагоны. В мае 1897 года между Хельсинки и Петербургом начал ходить скорый поезд, в котором начали перевозить и почту.

По почтовой карте 1883 года почту между Выборгом и Петербургом перевозили только по железной дороге, из Хельсинки в Выборг почта прибывала по железной дороге, а с севера по шоссе и с юго-запада через Хамина также и по обычным дорогам.

Почта

Почтовая связь между Финляндией и Россией была двух видов. Это был обмен корреспонденцией между Финляндией и Россией и почта, проходившая за рубеж через Россию и Финляндию. Между Финляндией и Петербургом шла оживлённая переписка. Служебная корреспонденция шла между столицей государства и столицей автономного великого княжества. Крепкие экономические связи поддерживали коммерческую и личную переписку. В Петербурге в 1869 году проживало более 17 000 финнов, десять лет спустя — более 24 000, а в 1910 году вновь 17 000 финнов. Из хельсинкских купцов около 40% были русскими. В 1910-е годы около 100 000 россиян проводили лето в Финляндии.

В начале 1870-х более половины заграничных почтовых отправлений Финляндии шло в Россию и через Россию далее за рубеж. Развитие железных дорог укрепило это движение. Например в период 1.10. – 18.12.1871 из Финляндии в Россию было отравлено в три раза больше почтовых пакетов, чем в другие страны мира, в то же время 1 700 пакетов из 2 500 прибывших в Финляндию были отправлены из России. Отправленные из Финляндии в Россию в 1890 году письма регистрировались отдельно от адресованных в другие страны. По статистике в Россию было отправлено 698 000 писем, в другие страны — 978 000.

Первая мировая война

Вспыхнувшая в июле-августе 1914 первая мировая война отразилась как на доставке внутренней корреспонденции Финляндии, так и на отправлениях в другие страны, хотя Финляндия и не стала ареной военных действий. Разгоревшаяся война разорвала многие международные почтовые связи. Поскольку армия нуждалась в железнодорожных вагонах для мобилизации, 1.8.1914 г. вступило в силу временное железнодорожное расписание и уменьшилось количество почтовых рейсов. Однако это почти не повлияло на почтовые перевозки между Хельсинки и Петербургом, поскольку уже в ноябре 1914 года было восстановлено прежнее расписание.

Количество почты возросло после того, как почта из России в страны восточной коалиции начали идти через Финляндию. Через Торнио, на границе Финляндии и Швеции шла почта на запад, и через него проходило заказанное Россией военное снаряжение из других стран. Например 18.5.1915 г. из Торнио было отправлено через Финляндию в Россию 14 товарных вагонов, в которых находилось более 19 700 пакетов.

Окончание автономии, Финляндия становится самостоятельной

В марте 1917 революция свергла царскую власть. В результате Октябрьской революции большевики захватили власть в России. Буржуазные  группировки в парламенте Финляндии были готовы в этих условиях передать власть государственным органам Финляндии и без согласия России. Независимость была провозглашена сенатом под руководством П.Е.Свинхвуда 6.12.1917 г., и первыми, признавшими независимость Финляндии, стали Совет народных комиссаров России, Германия и Северные страны в январе 1918 г. В конце января 1918 г. в Финляндии началась гражданская война и нарушилась так внутригосударственная, так и зарубежная почтовая связь. Обе воюющие стороны пытались восстановить почтовое сообщение на своей территории, но в состоянии хаоса это не удалось.

После провозглашения независимости почтовые перевозки между Финляндией и Россией сократились. Петербург утратил своё центральное положение как в управлении Финляндией, разумеется, так и в торговле. Организация почтовой связи между Финляндией и Советским Союзом испытывала сложности по политическим причинам. В течение 1918 года между двумя странами отсутствовала официальная почтовая связь, хотя русские и проявляли здесь инициативу. Консультации по этому вопросу начались после подписания Финляндией и Советской Россией в октябре 1920 года мирного договора в Тарту. Временный почтовый договор был подписан 30.6.1922 г., постоянный договор летом 1924 г. Почтовая связь вновь соединила Петербург и Хельсинки.

 

Использованные источники:

1. Ютиккала Эйно, Suomen pistilaitoksen historia 1638-1938, часть 1. Хельсинки 1938

2. Пиетияйнен Юкка-Пекка, Suomen postin historia 1-2. Хельсинки 1988