Научно-практическая конференция «Искусство удивлять»

Научно-практическая конференция «Искусство удивлять», посвящённая 75-летию открытия Дома занимательной науки на Фонтанке

14-15 октября 2010

Санкт-Петербург,

Центральный музей связи имени А.С.Попова

РЕЗОЛЮЦИЯ

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

научно-практической конференции «Искусство удивлять»,

посвящённой 75-летию открытия дома Занимательной науки на Фонтанке

 

14-15 октября 2010 г. в Санкт-Петербурге в Центральном музее связи имени А. С. Попова состоялась научно-практическая конференция «Искусство удивлять».

Конференция проходила при поддержке Комитета по культуре Администрации г. Санкт-Петербурга и ООО «Агентство гуманитарных технологий Санкт-Петербург».

Мероприятие, первоначально задуманное как городское, стало всероссийским. В работе конференции и конкурсах приняли участие около 70 человек (в основном музейщики и педагоги) из разных городов России: Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, Нижнего Новгорода, Самары, Казани, Перми, Екатеринбурга, Владивостока. Представления Театра Занимательной Науки (ДТДМ «Интеллект», г. Москва), проходившие в рамках работы конференции, посетили старшеклассники Санкт-Петербурга (около 800 человек).

Проведение конференции было приурочено к памятной дате в истории популяризации науки и техники. Осенью 1935 г. в довоенном Ленинграде в Шереметевском дворце (Фонтанка, д. 34) был открыт Дом занимательной науки, где впервые, не только в нашей стране, но и в мире, была применена интерактивно-игровая форма для пропаганды естественнонаучных и технических знаний. Термин «занимательная наука» был введен одним из организаторов ДЗН, известным популяризатором науки Я. И. Перельманом. За шесть предвоенных лет (1935 – 1941) в залах Дома занимательной науки побывало около 400 тысяч человек, по посещаемости он занимал второе место после Эрмитажа. Экспозиция ДЗН погибла во время блокады, а после войны на первый план вышли задачи восстановления народного хозяйства.

К интерактивным методам популяризации науки и техники, применявшимся в Доме занимательной науки, предлагали вернуться советские учёные. С призывом использовать опыт ДЗН они обратились к широкой аудитории со страниц журнала «Техника – молодёжи» в 1972 г. К сожалению, их обращение было услышано только отдельными энтузиастами на местах, и дальше кружков юных техников дело не продвинулось. Это были годы, когда за рубежом уже строились первые централизованные учреждения типа эксплораториумов и «Science centers», призванные популяризировать достижения науки. Сейчас подобных центров существует великое множество в разных уголках планеты, но не в России. Последовавшая в конце XX в. перестройка отбросила нашу страну в деле популяризации науки и техники далеко назад – в тяжёлом положении оказались и кружковая работа, и научно-техническое творчество молодёжи, и научно-технические музеи, и научная журналистика. В последнее десятилетие благодаря инициативам отдельных благотворительных фондов, корпораций и университетов, а также энтузиазму музейщиков и работников образования положение дел постепенно начинает меняться в лучшую сторону, но процесс этот медленный и зачастую болезненный. Всё чаще из-за отсутствия финансирования закрываются начатые проекты и детские центры, остаются нереализованными интерактивные музейные, школьные и студенческие программы. И это происходит в то время, когда в России на государственном уровне в качестве приоритетного провозглашается курс на развитие новых технологий и развитие инновационного климата!

Участники конференции, учитывая исторический опыт, проанализировали текущее состояние дел и круг современных проблем. Были заслушаны доклады, относящиеся к следующим темам: «Дом занимательной науки на Фонтанке», «История популяризации науки», «Из опыта популяризации науки и техники», «Мечтая о будущем», «Наука и искусство». Необходимо отметить высокий научный уровень докладов теоретического плана и практическую направленность большинства выступлений. Кроме докладов, на конференции были представлены видеопрезентации интерактивных экспонатов и продемонстрированы опыты. Театр Занимательной Науки показал своё двухчасовое представление «Его Величество Эксперимент». Участники конференции посетили несколько наиболее значимых научно-познавательных экспозиции г. Санкт-Петербурга, а также Шереметевский дворец, в котором с 1935 по 1941 гг. располагался Дом занимательной науки. На конференции были подведены итоги конкурсов «Интерактивный экспонат» и «Статья к 75-летию открытия Дома занимательной науки на Фонтанке», проведённых в рамках подготовки к конференции. Научно-практическая часть конференции завершилась круглым столом, на котором выступили многие участники.

 

В результате обсуждений участники конференции отметили следующее:

 

1.    Интерес к теме интеграции искусства, науки в последнее время растёт во всём мире, в том числе и в России. Российские музеи настойчиво стремятся разнообразить формы демонстрации научных явлений, используют и развивают и методы занимательной науки: растет число интерактивных экспонатов, создаются интересные научно-познавательные программы. В образовательных учреждениях появляются новые формы работы, использующие интерактивно-игровые методы для пробуждения любознательности детей. В этих условиях своевременно вспомнить о традициях популяризации науки, сложившихся в предвоенном Ленинграде.

2.    Актуальность проблемы популяризации науки и техники возрастает в современных условиях, когда в России на государственном уровне в качестве приоритетного признан курс на  развитие новых технологий,  рост научного потенциала и подъём престижа научной работы, привлечение молодёжи в сферу научных исследований и инновационных технологий.  Важной является также задача продвижения интерактивных методик, что способствует повышению естественнонаучной грамотности наших школьников.

3.    За прошедшие 75 лет ни в Санкт-Петербурге, ни в каком-либо другом городе нашей страны не удалось реализовать аналогичные по значимости проекты популяризации науки. За эти годы были достигнуты определённые успехи, но они могли бы быть гораздо более существенными.

4.    Потенциальные возможности популяризации науки и техники в должной мере не осознаны в нашей стране и практически не задействованы на федеральном уровне при планировании и осуществлении национальных проектов. На муниципальном уровне проекты популяризации науки и техники немногочисленны и существуют лишь благодаря энтузиастам.

5.    Недооценка роли популяризации науки и техники, отсутствие чёткой политики и разработанной общей концепции в этой области, инерционность в планировании, а также административная разобщённость ведомств (наука, образование и культура), призванных участвовать в этом процессе, – все эти факторы привели к тому, что Россия заметно отстаёт от практики популяризации науки не только в технологически развитых, но и в развивающихся странах.

6.    Популяризацию науки и техники в нашей стране сдерживает множество факторов: финансовые проблемы, отсутствие теоретических основ (основные принципы, терминология), методических разработок, межпрофильных специалистов, а также разрыв между задачами образовательных учреждений и музейной педагогикой.

 

По результатам работы конференция РЕКОМЕНДУЕТ:

 

Всем участникам конференции

  • продолжать свою работу в направлении популяризации науки и техники, что даст возможность  постепенно формировать рассредоточенную по всей России  научно-познавательную сеть, которая поможет обмениваться опытом в этой области.
  • по мере возможности привлекать  внимание местных органов исполнительной и законодательной власти  к положительному влиянию разнообразной деятельности, связанной с популяризацией науки и техники, на решение важных государственных  и общечеловеческих задач.
  • направлять свои предложения по конкретным проектам и мероприятиям в области популяризации науки и техники в органы, связанные с планированием бюджетов различных уровней.

Организационному комитету конференции

  • предпринять попытки по приданию регулярного характера практике проведения подобных конференций, а также по  организации виртуального сообщества, призванного способствовать популяризации науки и техники, координировать усилия в этой области.
  • направить эту резолюцию и сборник материалов конференции в адрес органов исполнительной власти г. Санкт-Петербурга, исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, а также фондов и общественных организаций, связанных с развитием и популяризацией науки и техники.

 

Участники научно-практической конференции «Искусство удивлять», посвящённой 75-летию открытия Дома занимательной науки на Фонтанке, отмечают, что конференция была организована и проведена на высоком уровне. Участники конференции выражают признательность Центральному музею связи имени А. С. Попова, Комитету по культуре Администрации г. Санкт-Петербурга и ООО «Агентство гуманитарных технологий Санкт-Петербург» за предоставленную возможность не только вспомнить о давних традициях популяризации науки и техники в предвоенном Ленинграде, но и обсудить современное состояние дел, проблемы и перспективы в этой области.

 

Резолюция обсуждена и одобрена участниками конференции.


Сборник статей "Искусство удивлять"

В сборник вошли тексты статей, присланных на конкурс "Статья к 75-летию открытия Дома занимательной науки на Фонтанке". В Приложение к сборнику включены напечатанные в прошлые годы в средствах массовой информации материалы, посвященные проблемам популяризации науки и, в частности, Дому занимательной науки.

Искусство удивлять: Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию Дома занимательной науки на Фонтанке (14-15 октября 2010). - СПб.: Центральный музей связи имени А.С. Попова, 2010. - 184 с.
Сборник статей